Резервуары для топлива (жидкого + ДТ)

Жидкие виды топлива — основа обеспечения транспортной отрасли. Организация обращения жидкого топлива, разветвлённость инфраструктуры, доступность потребления транспортными средствами во многом определяет эффективность транспортной системы развитых стран.

Жидкие виды топлива

К жидким видам топлива с точки зрения их агрегатного состояния относятся:

  • • Бензины;
  • • Дизельное топливо;
  • • Сжиженный газ;
  • • Смеси бензинов и спиртов;
  • • Синтетические смеси.

Сжиженный газ формально представляет собой жидкий продукт. Но при нормальных условиях он представляет собой газ. Поэтому все виды углеводородных газов относятся к газомоторным топливам.

Синтетические смеси, а также моторные топлива с существенным добавлением спиртов в РФ не получили распространения. Поэтому из распространённых жидких топлив можно выделить только бензины различной квалификации и дизельное топливо.

Методы организации хранения жидкого топлива

Для хранения жидких топлив применяются резервуары, предназначенные для светлых нефтепродуктов с учётом конкретных физических и химических свойств. Бензины на топливном рынке представляют собой смеси углеводородов с добавлением высокооктановых компонентов и веществ, повышающих моторные характеристики: эфиров, спиртов, нафтенов и более сложных химических соединений. Компоненты бензинов имеют различные температуры кипения, но все они не высоки — на открытом воздухе бензин полностью испаряется. Это нужно для обеспечения хорошей смешиваемости с воздухом в двигателе. Испаряемость бензиновой смеси определяется фракционным составом и показателем давления насыщенных паров, который всегда выше атмосферного давления. Поэтому существует два способа хранения:

  • • Под избыточным давлением в герметичной ёмкости;
  • • При атмосферном давлении с системой возврата образовавшихся паров.

В первом случае ёмкость должна быть рассчитано на давление бензина при максимально возможном изменении его температуры. Во втором случае система обеспечивает охлаждение паров, покидающих ёмкость и их полную конденсацию.

Важным вопросом организации хранения жидкого топлива в резервуарах встаёт величина температур хранения. От этого зависит количество образующихся паров. Кроме того, от температуры зависит работа приборов учёта. Поэтому большинство резервуаров для хранения жидкого топлива размещают под землёй. При подземном хранении температурыокружающей среды не поднимаются так высоко, как температура воздуха в жаркий летний день.

При использовании надземных резервуаров применяют различные сочетания технических средств, чтобы избежать аварийных ситуаций в случае повышения температуры:

  • • Методы теплоизоляции;
  • • Применение двустенных резервуаров;
  • • Дополнительные системы улавливания и возврата паров;
  • • Системы охлаждения;
  • • Системы аварийного сброса и сжигания на факеле.

Дизельное топливо содержит значительно меньше легколетучих компонентов. Оно не испаряется полностью на открытом воздухе. Однако и оно содержит компоненты, наличие которых недопустимо в атмосфере. Требования к хранению дизельного топлива несколько ниже в сравнении с бензинами. Это обусловлено меньшими значениями давления насыщенных паров и температурой вспышки. Однако, резервуары для ДТ тоже оснащаются системами улавливания паров или обеспечивается герметичное хранение под избыточным давлением.

Виды резервуаров для жидких видов топлива

По виду размещения относительно грунта, резервуары для жидкого топлива бывают надземные и подземные. Большинство емкостных аппаратов для нефтепродуктов имеют цилиндрическую форму, ограниченную с торцов двумя днищами. По виду размещения в пространстве резервуар может быть вертикальным или горизонтальным.

По виду конструкции ёмкости резервуар может быть одностенным или двустенным. Резервуары с двумя стенками обладают существенными преимуществами:

  • • Лучшие параметры прочности;
  • • Страховка от разливов в случае разгерметизации или протечек;
  • • Лучшие показатели термостатирования.

Одностенные резервуары не обладают такими свойствами, поэтому при организации хранилищ жидких видов топлива требуется использование дополнительных технических средств для обеспечения соответствующего уровня безопасности.