Ремонт резервуара




Конструктивные элементы стальных резервуаров подвержены износу. В резервуарах головных нефтеперекачивающих станций возникают очаги местной коррозии днища в местах скопления отстаивающейся агрессивной подтоварной воды.

Помимо этого, при эксплуатации резервуаров возникают такие дефекты, как просадка оснований и как ее результат внезапная деформация стенки, а так же других расчетных элементов металлических конструкций резервуаров, отсюда в свою очередь происходят нарушение прочности и плотности сварных швов, трещины стенки, днища и крыши резервуаров.
 


 

Рисунок 1. Причины разрушения резервуаров.



Оценка состояния металлоконструкций

Техническое состояние резервуаров оценивается при использовании следующих нормативных документов:

  • СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» определяет требования к новым резервуарам;
  • РД 39-0147103-385-87 «Правила технической эксплуатации резервуаров магистральных нефтепроводов» определяет требования к новым и уже эксплуатирующимся резервуарам;

  • РД 08-95-95 «Положение о системе технического диагностирования сварных вертикальных цилиндрических резервуаров для нефти и нефтепродуктов» определяет требования к новым и уже эксплуатирующимся резервуарам;
  • «Правила технической эксплуатации резервуаров и инструкции по их ремонту» определяют требования к новым и уже эксплуатирующимся резервуарам.

Оценка состояния металлоконструкций производится сотрудниками ООО ПО «ВЗРК» на основании результатов измерения фактической толщины стенки резервуара, а при необходимости на основании лабораторных исследований химического состава и механических свойств.




Условия отбраковки резервуара или его отдельных элементов

Данные технического обследования и дефектоскопии резервуара и его элементов являются основанием для определения возможности его дальнейшей эксплуатации.


 

Таблица 1. Сроки проведения частичной и полной дефектоскопии резервуаров

Отбраковка отдельных элементов резервуара (стенки, крыши, днища, ферм, связей, балок) или всего резервуара в целом проводится на основании детального анализа результатов технического обследования сотрудниками ООО ПО «ВЗРК», а также результатов полной дефектоскопии с учетом всех факторов, влияющих на его надежность при определенных условиях эксплуатации. Полученные в результате анализа данные, определяющие состояние основного металла, сварных швов, степень деформации, наличие коррозии, значение вертикальности, уклон стенки и т.д., проверяются на соответствие требованиям действующих СНиП, стандартов и ведомственных инструкций.

При возникновении несоответствий нормативным требованиям резервуар подлежит выводу из эксплуатации.

Работы, проводимые при ремонте стальных резервуаров, в основном включают в себя сварку, к осуществлению сварочных работ на производственном объединении «Волгоградский Завод Резервуарных Конструкций» возможен допуск только квалифицированных специалистов-сварщиков, сдавших соответствующий экзамен и имеющих удостоверение инспекции Госгортехнадзора.




Условия отбраковки резервуара или его отдельных элементов

Осмотровый ремонт резервуаров без освобождения их от нефтепродукта проводят минимум раз в полгода. Проверка включает в себя осмотры технического состояние стенки, крыши резервуара и оборудования, расположенного снаружи.

Текущий ремонт резервуаров проводят минимум раз в два года. В зависимости от характера и объема предполагаемых работ резервуары ремонтируют с освобождением их от нефтепродукта, зачисткой и дегазацией или без освобождения, зачистки и дегазации, но с заполнением газового пространства негорючими (дымовыми) газами.

Перед проведением ремонта, независимо от способа ведения работ, нивелируют (сглаживают) окрайки днища минимум в восьми точках, в которых нивелировка проводилась перед вводом резервуара в эксплуатацию, для выявления характера осадки основания.

Если резервуар ремонтируют с освобождением его от нефтепродукта, то проводят следующие работы:

  • освобождают резервуар, зачищают и дегазируют его;
  • очищают внутреннюю и внешнюю поверхности от продуктов коррозии;
  • проверяют техническое состояние стенки, днища и крыши;
  • заваривают коррозионные раковины и отверстия;
  • проверяют сварные швы, осматривают и ремонтируют резервуарное оборудование;
  • заканчивают ремонт резервуара испытанием его на прочность и плотность.

 

При ремонте резервуара с наполнением его негорючими газами выполняют те же работы, что и в предыдущем случае, за исключением зачистки, дегазации, проверки и ремонта полотнища днища, а также оборудования, установленного внутри резервуара. В качестве негорючих используются дымовые газы.



Капитальный ремонт резервуаров

Капитальный ремонт резервуара планируют по результатам эксплуатационного осмотра и осмотров, производимых при текущих ремонтах, учитывая состояние резервуара.

Капитальный ремонт проводят с опорожнением, зачисткой и дегазацией резервуара. При этом выполняют все работы, предусматриваемые текущим ремонтом, кроме того, проводят замену дефектных листов корпуса, днища и крыши, исправление положения резервуара (когда осадка днища по разности отметок более 150 мм для диаметрально противоположных, и 80 мм и более — для смежных точек по параметру днища, расположенных на расстоянии не более 6 м), проводят ремонт основания, ремонт или замену всего оборудования, испытание на прочность и плотность.

Все материалы, применяемые при ремонте резервуаров (электроды, листы, флюс и др.) должны иметь сертификат (паспорт).




Контроль качества ремонтных работ, приемка РВС после ремонта

После окончания ремонта все новые сварные швы подвергаются 100% контролю рентгеновским методом. Объем выполнения контроля резервуарных конструкций определяется требованиями ведомственных инструкций по ремонту резервуаров.

Контролю внешним осмотром с применением лупы 4-7 кратного увеличения и измерениям геометрических размеров подвергаются все сварные швы и прилегающие к ним зоны основного металла, предварительно очищенные от шлака и брызг.

При внешнем осмотре определяются поверхностные дефекты:

  • несоответствие формы, размеров и состояния поверхности швов;
  • трещины всех видов и размеров;
  • поры;
  • подрезы;
  • незаваренные кратеры;
  • шлаковые включения.

Нормы дефектности определяются СНиП 3.03.01-87 и Правилами технической эксплуатации резервуаров и инструкции по их ремонту.

При полном обследовании РВС, при контроле сварных соединений днища, окраек и уторного шва, для обнаружения сквозных дефектов применяют вакуум-метод.

Для проведения обследования днища резервуара необходимо следующее оборудование и материалы:

  • вакуум-насос;
  • вакуум-камера плоская для обследования монтажного, заводского шва и листов основного полотнища днища;
  • вакуум-камера угловая для обследования уторного шва резервуара;
  • кислородный шланг для соединения вакуум-насоса с камерой;
  • диэлектрический коврик;
  • мыльный раствор.

 

Уважаемые Коллеги!
Мы будем рады проконсультировать Вас по любым вопросам производства, подбора, приобретения и доставки резервуарных конструкций и оборудования, а также предложить оптимальные цены, учитывая Ваши пожелания!